Система использования на музыкальных занятиях дыхательных и музыкально-ритмических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания
Система использования на музыкальных занятиях дыхательных и музыкально-ритмических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания.
Принимая во внимание, что музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы дошкольного учреждения, в основу музыкальных занятий наряду с развитием музыкальных способностей детей включена профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, заболеваний органов дыхания, развитие и коррекция психоэмоциональной сферы.
В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления. Ее физиологический фактор способен изменить различные функции организма: дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую.
Музыкально-ритмические упражнения
Для профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата на музыкальных занятиях перед выполнением движений следует приучать детей правильно занимать исходное положение, а во время исполнения музыкальных упражнений, танцев, игр соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой.
Большое значение придается выполнению дошкольниками музыкально-ритмических движений без всякого напряжения, свободно и естественно.
Эти сложные задачи решаются совместно с воспитателями с учетом таких педагогических принципов, как систематичность, постепенность, последовательность, повторность.
При коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата музыкальные упражнения помогают детям научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с движениями других детей, ориентироваться в пространстве. При этом система упражнений выстраивается "от простого к сложному", где учитываются все необходимые музыкально-ритмические навыки выразительного движения.
Наиболее сложными для дошкольников являются упражнения, связанные с движением рук. На занятии нужно уделять особое внимание работе над легкостью, мягкостью, плавностью, выразительностью движений. С этой целью включаются упражнения, способствующие расслаблению мышц рук.
К сложным движениям, требующим длительного времени разучивания, относятся также боковой галоп, пружинящий шаг, шаг польки, многие элементы национальных народных плясок.
Подготовительные упражнения помогают в освоении этих движений: используются подводящие упражнения к разучиванию бокового галопа без прыжка на шаге.
На занятиях следует учить детей пространственной ориентировке: быстро перестраиваться в колонну, шеренгу, круг во время движения и на месте; выполнять все упражнения не только ритмично, но и в заданном темпе.
В работе со старшими дошкольниками часто применяются такие технические средства, как магнитофон и проигрыватель. Это позволяет педагогам самим показать детям, как правильно совершать движения, внимательно следить за качеством их исполнения каждым ребенком, помочь тем, кто испытывает затруднения.
В старших группах для развития танцевально-игрового творчества детям предлагаются творческие задания: выполнение под музыку движений, соответствующих определенному виду спорта (художественной гимнастике, фигурному катанию, где акцент делается на красоту, качество выполняемых движений тела: рук, ног, головы), сравнение с выполнением движений спортсмена. Это помогает детям принять правильную позу, выправить осанку, подтянуться, почувствовать и осознать, что нужно научиться правильно и красиво делать упражнения. С этой целью используется фольклорный, песенно-игровой, танцевальный материал.
В танцевальных импровизациях дошкольники учатся не механически подходить к выполнению танцев, заданий, не копировать движения товарища, а творчески проявлять активность в нахождении новых вариантов, критически оценивать исполнение своих сверстников.
Упражнения, творческие задания на коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата включаются в первую и последнюю части занятия, однако в течение всего занятия, во всех видах музыкальной деятельности необходимо контролировать осанку детей (пение, восприятие музыки, игра на детских музыкальных инструментах), следить за правильным выполнением всех видов музыкально-ритмических движений.
Такая последовательная, систематическая работа учит детей осознанно относиться к музыке, движению под музыку, что способствует профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.